Это то, что любят Тигры!
Ольга, спасибо, что написали нам!
Мы считаем, что в Вашей истории - целый веер различных, скорее всего неосознанных, манипуляций со стороны начальницы. Поэтому предлагаем Вам общий принцип противостояния манипуляциям – как можно меньше эмоционально вовлекаться во взаимодействие, и разберем каждый случай отдельно.
что же делать?1. Начальница периодически «взрывается» по незначительному поводу.
Тут мы предлагаем простой вариант невовлечения в ссору – сразу соглашаться с начальницей и делать, как она хочет. Если повод незначительный, то разницы нет, ее вариант Вы выберете или Ваш. Все равно она настоит на своем, так хоть время и нервы сэкономите. Например:
Начальница: вот тут надо писать по ГОСТу так... (хотя можно написать и иначе)
Ольга: хорошо, сейчас заменю формулировку (заменяет)
Ольга: смотрите, вот так хорошо?
Начальница: (уже спокойнее) да
Пусть начальница почувствует, что она главная, компетентная и вообще победила. Слова согласия по незначительным поводам «вы правы», «так и сделаю», «конечно», «хорошо» помогут Вам снизить количество ее вспышек. Важно! Соглашайтесь только по незначительным поводам. По важным вопросам отстаивайте свое мнение.
2. Начальница распоряжается рабочим временем сотрудниц для выполнения личных поручений.
Предполагаем, что в этом случае начальница неосознанно включает манипуляцию «я криворукая жертва обстоятельств, помогите мне!». В эту игру Вы можете сыграть с ней вдвоем. Притворитесь, что Вы такая же. Выигрыш достигается количеством повторений. Например:
Начальница: Ольга, подойди, у меня тут в Word-е что-то поехало
Ольга (подходит, смотрит): ой, а я не знаю, как это исправить
Начальница: ты вчера мне исправляла!
Ольга: забыыыла… Может, айтишникам позвоните, они помогут?
Важно! Реагировать так ТОЛЬКО на личные просьбы. Рабочие выполняйте четко, быстро и профессионально. Со временем, она привыкнет, что личное самой сделать проще.
3. Начальница отвлекает от основной работы мелкими просьбами по работе.
Предлагаем Вам рассказать начальнице о вреде рабочему процессу, который наносят отвлечения и предложить ей выполнить ее поручение позже. Попробуйте для этого технику «я – высказывания». Она позволяет рассказать партнеру о Ваших чувствах, вызванных его действиями, не провоцируя конфликт. Формула «я - высказывания» такова «ситуация + Ваша реакция + просьба». Например:
Начальница: Оля, найди акт…
Ольга: (спокойным голосом) Инна, когда я отвлекаюсь от эксперимента, мне требуется много времени, чтобы включиться обратно, и я не успеваю сделать его вовремя. Дай мне, пожалуйста, полчаса для завершения этой стадии, и я помогу тебе.
Важно! В технике «я-высказывания» Вы говорите ТОЛЬКО о себе, очень спокойно. Сравните «ты отвлекаешь меня» и «я отвлекаюсь». Первое – «ты-высказывание». Оно воспринимается как обвинение и обычно вызывает желание обвинить в ответ вроде «ты копуша» или «сама виновата, не умеешь быстро переключаться». Второе «я-высказывание», оно не вызывает сопротивления. Даже если в первый раз начальница в ответ снова скажет «нет, это надо СРОЧНО! бросай все и делай», попробуйте еще 3-4 раза с другими поручениями-отвлечениями. Новое поведение вырабатывается постепенно.
4. Выполняем непрофильную работу, т.к. начальница это поощряет.
Чтобы не выполнять чужие обязанности, узнайте, кто в Вашей организации должен выполнять эту работу. Тогда Вы сможете направлять желающих дать Вам непрофильную работу к этим людям.
Важно! Это должны быть конкретные люди с должностью, именем и фамилией, а не просто «бухгалтерия», «экономический отдел» и т.д. Скорее всего, каждого человека, который дает Вам чужую работу, придется перенаправить несколько раз. Они будут приходить к Вам по инерции. Если Вы будете вежливой, но твердой, они привыкнут, и ходить к Вам перестанут. Ошибкой здесь будет поворчать, но чужую работу все-таки взять.
Каждый раз проводите с желающими Вас «нагрузить» приблизительно такой диалог:
Итак, к Вам пришел некто Иван Иванович с актом и просит внести акт в базу.
Иван Иванович: Ольга, внесите, пожалуйста, в базу этот акт.
Ольга: Иван Иванович, оформлением актов занимается Мария Семеновна Петрова, бухгалтер-экономист. Обратитесь к ней в кабинет 402.
Иван Иванович: Ольга, ну, Вы всегда это делали (подсовывает акт)
Ольга: Мария сделает это намного лучше, это ее работа, обратитесь к ней (акт в руки не берете).
Если Иван Иванович принес акт в Ваше отсутствие и оставил на столе, не вносите его в базу, отнесите Марии, а Ивану Ивановичу позвоните и скажите, что акт у Марии, и все акты нужно отдавать ей.
Когда чужую работу Вам дает начальница – стратегия та же.
5. Начальница просит сделать за нее что-то, что не хочет делать сама.
Несмотря на то, что начальница имеет право делегировать Вам любую часть своей работы, за результат отвечает все равно она. Поэтому, можно попробовать завалить «неприятное» делегированное Вам задание. Позвонить, но ничего толком не выяснить, сходить, но результата не добиться. Сыграть в беспомощность, расстроиться, что не получилось, может быть, даже заплакать, пожаловаться, что там на Вас кричали. Ей придется звонить и идти самой, ведь результат спросят с нее.
Заметьте, ни в одном из случаев Вы не отказали начальнице, не сказали ей «я не буду это делать». Скажем честно – во втором и пятом случае мы предложили Вам совершить ответные манипуляции. Они работают, но с ними есть проблема – они всегда, так или иначе, разрушают отношения. Разрешить ситуации 2 и 5 более эффективно можно с помощью переговоров в Гарвардском стиле. Но для этого нужен полноценный тренинг, а не короткая публикация. Приходите тренироваться!

Мы считаем, что в Вашей истории - целый веер различных, скорее всего неосознанных, манипуляций со стороны начальницы. Поэтому предлагаем Вам общий принцип противостояния манипуляциям – как можно меньше эмоционально вовлекаться во взаимодействие, и разберем каждый случай отдельно.
что же делать?1. Начальница периодически «взрывается» по незначительному поводу.
Тут мы предлагаем простой вариант невовлечения в ссору – сразу соглашаться с начальницей и делать, как она хочет. Если повод незначительный, то разницы нет, ее вариант Вы выберете или Ваш. Все равно она настоит на своем, так хоть время и нервы сэкономите. Например:
Начальница: вот тут надо писать по ГОСТу так... (хотя можно написать и иначе)
Ольга: хорошо, сейчас заменю формулировку (заменяет)
Ольга: смотрите, вот так хорошо?
Начальница: (уже спокойнее) да
Пусть начальница почувствует, что она главная, компетентная и вообще победила. Слова согласия по незначительным поводам «вы правы», «так и сделаю», «конечно», «хорошо» помогут Вам снизить количество ее вспышек. Важно! Соглашайтесь только по незначительным поводам. По важным вопросам отстаивайте свое мнение.
2. Начальница распоряжается рабочим временем сотрудниц для выполнения личных поручений.
Предполагаем, что в этом случае начальница неосознанно включает манипуляцию «я криворукая жертва обстоятельств, помогите мне!». В эту игру Вы можете сыграть с ней вдвоем. Притворитесь, что Вы такая же. Выигрыш достигается количеством повторений. Например:
Начальница: Ольга, подойди, у меня тут в Word-е что-то поехало
Ольга (подходит, смотрит): ой, а я не знаю, как это исправить
Начальница: ты вчера мне исправляла!
Ольга: забыыыла… Может, айтишникам позвоните, они помогут?
Важно! Реагировать так ТОЛЬКО на личные просьбы. Рабочие выполняйте четко, быстро и профессионально. Со временем, она привыкнет, что личное самой сделать проще.
3. Начальница отвлекает от основной работы мелкими просьбами по работе.
Предлагаем Вам рассказать начальнице о вреде рабочему процессу, который наносят отвлечения и предложить ей выполнить ее поручение позже. Попробуйте для этого технику «я – высказывания». Она позволяет рассказать партнеру о Ваших чувствах, вызванных его действиями, не провоцируя конфликт. Формула «я - высказывания» такова «ситуация + Ваша реакция + просьба». Например:
Начальница: Оля, найди акт…
Ольга: (спокойным голосом) Инна, когда я отвлекаюсь от эксперимента, мне требуется много времени, чтобы включиться обратно, и я не успеваю сделать его вовремя. Дай мне, пожалуйста, полчаса для завершения этой стадии, и я помогу тебе.
Важно! В технике «я-высказывания» Вы говорите ТОЛЬКО о себе, очень спокойно. Сравните «ты отвлекаешь меня» и «я отвлекаюсь». Первое – «ты-высказывание». Оно воспринимается как обвинение и обычно вызывает желание обвинить в ответ вроде «ты копуша» или «сама виновата, не умеешь быстро переключаться». Второе «я-высказывание», оно не вызывает сопротивления. Даже если в первый раз начальница в ответ снова скажет «нет, это надо СРОЧНО! бросай все и делай», попробуйте еще 3-4 раза с другими поручениями-отвлечениями. Новое поведение вырабатывается постепенно.
4. Выполняем непрофильную работу, т.к. начальница это поощряет.
Чтобы не выполнять чужие обязанности, узнайте, кто в Вашей организации должен выполнять эту работу. Тогда Вы сможете направлять желающих дать Вам непрофильную работу к этим людям.
Важно! Это должны быть конкретные люди с должностью, именем и фамилией, а не просто «бухгалтерия», «экономический отдел» и т.д. Скорее всего, каждого человека, который дает Вам чужую работу, придется перенаправить несколько раз. Они будут приходить к Вам по инерции. Если Вы будете вежливой, но твердой, они привыкнут, и ходить к Вам перестанут. Ошибкой здесь будет поворчать, но чужую работу все-таки взять.
Каждый раз проводите с желающими Вас «нагрузить» приблизительно такой диалог:
Итак, к Вам пришел некто Иван Иванович с актом и просит внести акт в базу.
Иван Иванович: Ольга, внесите, пожалуйста, в базу этот акт.
Ольга: Иван Иванович, оформлением актов занимается Мария Семеновна Петрова, бухгалтер-экономист. Обратитесь к ней в кабинет 402.
Иван Иванович: Ольга, ну, Вы всегда это делали (подсовывает акт)
Ольга: Мария сделает это намного лучше, это ее работа, обратитесь к ней (акт в руки не берете).
Если Иван Иванович принес акт в Ваше отсутствие и оставил на столе, не вносите его в базу, отнесите Марии, а Ивану Ивановичу позвоните и скажите, что акт у Марии, и все акты нужно отдавать ей.
Когда чужую работу Вам дает начальница – стратегия та же.
5. Начальница просит сделать за нее что-то, что не хочет делать сама.
Несмотря на то, что начальница имеет право делегировать Вам любую часть своей работы, за результат отвечает все равно она. Поэтому, можно попробовать завалить «неприятное» делегированное Вам задание. Позвонить, но ничего толком не выяснить, сходить, но результата не добиться. Сыграть в беспомощность, расстроиться, что не получилось, может быть, даже заплакать, пожаловаться, что там на Вас кричали. Ей придется звонить и идти самой, ведь результат спросят с нее.
Заметьте, ни в одном из случаев Вы не отказали начальнице, не сказали ей «я не буду это делать». Скажем честно – во втором и пятом случае мы предложили Вам совершить ответные манипуляции. Они работают, но с ними есть проблема – они всегда, так или иначе, разрушают отношения. Разрешить ситуации 2 и 5 более эффективно можно с помощью переговоров в Гарвардском стиле. Но для этого нужен полноценный тренинг, а не короткая публикация. Приходите тренироваться!

@темы: как договориться, сотрудничество